Пятница, 10.05.2024, 05:54
Мой сайт
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Регистрация Вход
Меню сайта

Категории раздела
Новости [103]

Мини-чат

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 27

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2010 » Апрель » 10 » Спорт и система подготовки спортсменов 8-11
11:13
Спорт и система подготовки спортсменов 8-11
Учет отмеченных закономерностей, по мнению большинства специалистов, требует выделению 4-5 этапов имеющих свои особенности построения тренировочного процесса. 8 Основы многолетней подготовки спортсменов

Факторы, определяющие структуру многолетней подготовки
К основным факторам, определяющим продолжительность отдельных этапов и структуру многолетней подготовки относятся:
- индивидуальные особенности спортсменов (половые, типы их биологического созревания);
- закономерности естественного развития организма человека и формирование его функций;
- структуру соревновательной деятельности и подготовленности спортсменов, обеспечивающие высокие спортивные результаты;
- закономерности становления различных сторон спортивного мастерства определенного вида спорта;
- возраст, в котором спортсмен начал занятия и когда он приступил к специальным тренировкам;
- содержание тренировочного процесса (состав средств и методов, динамика нагрузки, построение различных структурных образований тренировочного процесса, дополнительные факторы - специальное питание, тренажеры, восстановительные и стимулирующие средства и т.д.)
Обычно выделяют 3 возрастные зоны в процессе многолетней специализированной подготовки:
- первых больших успехов;
- оптимальных возможностей или максимальной реализации;
- поддержания высоких результатов.
Такое выделение возрастных зон позволяет лучше систематизировать тренировочный процесс, достаточно точно определить период наиболее напряженной тренировки, направленной на достижение наивысших результатов.
Учет отмеченных закономерностей, по мнению большинства специалистов, требует выделению 4-5 этапов имеющих свои особенности построения тренировочного процесса. В специальной научно-методической литературе можно встретить разные названия этапов многолетней подготовки при этом у авторов сохраняется единство в трактовке содержания этих этапов.
Различают следующие этапы многолетней подготовки:
по Л.П.Матвееву по В.Н Платонову
1 этап – предварительной
спортивной
2 этап – начальной специализации
3 этап–углубленной специализации
4 этап–спортивного совершенствования
5 этап – сохранение достижений
- начальной подготовки

- предварительный базовый
- специальный базовый
- максимальной реализации индивидуальных возможностей
- сохранение достижений

2.Этапы многолетней подготовки
Этап предварительной или начальной подготовки (продолжительность 1-3 года)
Задачи: - укрепление здоровья детей;
- приобретение разносторонней физической подготовленности;
- устранение недостатков физического развития;
- овладение основами техники выполнения разнообразных физических упражнений;
- привития интереса к занятиям спортом;
- определение вида спорта для последующих занятий.
Средства: разнообразные упражнения из различных видов спорта и подвижных игр, выполняемые без значительных физических и психических нагрузок. Техническая подготовка ориентирована на освоение комплекса разнообразных двигательных действий. При этом не следует стремиться стабилизировать внешнюю форму движений, добиваться стойкого двигательного навыка. Необходимо концентрировать больше внимания на динамику и ритм выполняемых упражнений. Это обусловлено достаточно быстрым приростом физической подготовленности требующей постоянной корректировки технических параметров выполняемых упражнений.
Соотношение средств подготовки: ОФП – 45-50%. Вспомогательная подготовка 40-45%; СФП – 5 %.
Основные методы: игровой и повторного упражнения, при освоении техники – целостный метод.
Тренировочные занятия проводятся 2-3 раза в неделю по 40 – 60 минут и должны по возможности сочетаться с уроками физического воспитания в школе. Годовой объем 150-200 часов.
Этап начальной специализации или предварительный базовый
(продолжительность 2-3 года)
Задачи:- разносторонняя физическая подготовка и укрепление здоровья;
– устранение недостатков в уровне физического развития и физической подготовленности;
– создание двигательного потенциала (в том числе соответствующего специфике будущей специализации);
– уточнение спортивной специализации;
– приобретение опыта участия в соревнованиях;
– создание устойчивого интереса к многолетнему спортивному совершенствованию.
Средства: Разнообразные упражнения из арсенала избранного вида спорта и других видов спорта. Занимающиеся осваивают большой объем специально-подготовительн>ых упражнений. Однако специальные упражнения занимают относительно небольшой объем в разнообразных физических упражнениях. Особое внимание следует уделять развитию быстроты, координации и гибкости. Техническая подготовка в большей степени строится на разнообразном материале избранного вида спорта. Соотношение средств подготовки: ОФП – 35-40%; ВП – 50% и СФП -15%.
Методы: игровой, соревновательный, а так же строго регламентированного упражнения: повторный, переменный, круговой и др. В технической подготовке наряду с целостным широко используется расчлененный метод обучения.
Тренировочные занятия проводятся 3-5 раз в неделю, продолжительностью 1,5-2 часа. Общий годовой объем нагрузки 350-600 часов.
Этап углубленной специализации или специальной базовой
(2-3 года)
Задачи: – совершенствование специальной физической подготовленности;
– совершенствование техники избранного вида;
– совершенствования психологической подготовленности;
– приобретение опыта выступлений в ответственных соревнованиях.
Средства: Разнообразные упражнения и арсенала избранного вида спорта и смежных спортивных дисциплин, позволяющих совершенствовать специфические двигательные качества. Существенно возрастает объем специально-подготовленных упражнений в общем объеме используемых средств. Техническая подготовка строится на материале избранной спортивной дисциплины. Особое внимание уделяется возможности стабильности выполнения соревновательных действий в различных условиях при разном функциональном состоянии.
При планировании функциональной подготовки применяются высокие тренировочные нагрузки. Однако их нужно планировать дифференцированно с учетом специализации и индивидуальных особенностей спортсменов.
Соотношение средств подготовки: ОФП – 20-25%, ВП – 35-40%,
СП – 40-45%.
Методы. Широко используется весь арсенал разнообразных методов. Тренировочные занятия 5-8 раз в неделю по 2-2,5 часа. Объем годовой нагрузки 600-900 часов.
Этап спортивного совершенствования или максимальной реализации индивидуальных возможностей (продолжительность 2-4 года)
Задачи: – достижение максимального уровня специальной
физической и функциональной подготовленности;
– совершенствование технического мастерства;
– совершенствование тактического мастерства;
– достижение максимальных результатов в избранной
спортивной дисциплине.
Средства: специально-подготовительн>ые и соревновательные упражнения.
Соотношение тренировочных средств: СП – 60%, ВП – 25%, ОФП – 15%.
Количество занятий в неделю может достигать 15-20. Общий годовой объем составляет 900-1400 часов.
Этап сохранения достижений
Задачи: – совершенствование технического мастерства;
– поддержание ранее достигнутого уровня физических и функциональных возможностей;
– устранение частных недостатков физической подготовленности;
– повышение психической готовности.
Средства: Спортсмены, находящиеся на этом этапе, уже хорошо адаптированы к самым разнообразным средствам и методам тренирующих воздействий, поэтому они не вызывают в организме желаемых изменений. Необходимо подбирать средства и методы достаточно специализированные, но ранее не применяемые, шире использовать различные тренажерные устройства, нетрадиционные комплексы упражнений, а также средств, стимулирующих повышение работоспособности. Например: при общем снижении объема тренирующих нагрузок концентрация ее на отдельных этапах, с реализуемой ударных микро- и мезоциклов с исключительно высокими нагрузками.
Подготовка на этом этапе характеризуется сугубо индивидуальным подходом при прежнем или даже несколько меньшим объеме тренировочной работы. Соотношение средств СП – 65—70%, ВП – 20%, ОФП – 10-15%. Общий объем годовой нагрузки 1100-1400 часов.
3. Основные направления интенсификации подготовки в процессе многолетнего совершенствования
По мнению В.Н. Платонова, интенсификацию тренировочного процесса можно осуществлять по следующим направлениям:
– планомерное увеличение суммарного объема тренировочной работы;
– своевременность начала узкой специализации и постепенное увеличение объема специальной подготовки в границах этапа максимальной реализации индивидуальных возможностей;
– постепенное увеличение количества занятий в микроциклах;
– планомерное увеличение тренировочных занятий с большими нагрузками;
– планомерное увеличение количества занятий избирательной направленности;
– планомерное широкое использование жестких тренировочных режимов, способствующих приросту специальной выносливости;
– значительное расширение соревновательной практики на завершающих этапах спортивного совершенствования;
– увеличение общего количества основных соревнований, отличающихся высоким психологическим накалом, жесткой конкуренцией;
– постепенное введение дополнительных средств стимулирующих работоспособность, ускоряющих процессы восстановления, увеличивающих реакцию организма на нагрузку;
– увеличение объема технико-тактической подготовки в условиях, максимально приближенных к предполагаемой соревновательной деятельности;
– планомерное увеличение психической напряженности в тренировочном процессе, создание микроклимата соревнований и жесткой конкуренции в каждом занятии.

9 Средства спортивной тренировки

Спортивная тренировка определяется как специализированный педагогический процесс, построенный на системе упражнений. Термином упражнение принято называть регулярное воспроизведение целесообразных действий (избирательно или комплексно), упорядоченные по принципам достижения эффекта подготовительной деятельности.
Эффект упражнения может выражаться: в научении рациональным способом выполнения действий и совершенствовании их, в развивающем воздействии на физические и психические возможности занимающихся, в повышении, сохранении и восстановлении уровня дееспособности.
Физические упражнения по специфике воздействия и принадлежности к различным разделам подготовки условно могут быть подразделены на отдельные группы. Различают: соревновательные, специально-подготовительн>ые, общеподготовительные упражнения. Соревновательные упражнения – это целостные действия - либо комплекс двигательных действий, являющихся предметом спортивной специализации, которые выполняются в соответствии с существующими правилами соревнований.
Специально-подготовительн>ые упражнения охватывают круг средств, включающих элементы соревновательной деятельности и действий, приближенных к ним по форме, структуре, а также по характеру проявляемых двигательных качеств и деятельности функциональных систем организма.
К общеподготовительным относятся упражнения, служащие всестороннему функциональному развитию организма спортсмена. Их состав по сравнению с другими группами наиболее широк и многообразен. Они могут, как соответствовать особенностям избранного вида спорта, так и находится с ними в определенном противоречии.
Восстановительными упражнениями в подготовке спортсмена Л.П. Матвеев называет выполнение действий (двигательных и не только двигательных), регламентированных так, чтобы получить эффект активного отдыха, содействовать восстановлению работоспособности после утомительных тренировочных и соревновательных нагрузок, оптимизировать вызванные ими функциональные сдвиги, исключить перерастание кумулятивного эффекта тренировки в перетренированность.
2. Методы спортивной тренировки
Под методом спортивной тренировки понимается форма воспроизведение действий в упражнениях. При этом концентрируют внимание на том, как именно воспроизводятся действия, в каком конкретно порядке, режиме, регламенте. В зависимости от особенностей методов их воспроизведения одни и те же по виду действия могут давать далеко не один и тот же эффект.
Методы строго регламентированного упражнения. Основные отличительные черты этих методов заключаются в более строгом (четком и полном) упорядочение процесса и условий выполнения упражнений что выражается:
- в реализации твердо предписанной программы действий, которая задает их определенный состав и комбинации, последовательность, порядок повторения, изменения и связи друг с другом;
- в возможно точном нормировании нагрузок и интервалов отдыха, последовательном управлении их эффектом в процессе упражнения;
- в возможно полной оптимизации внешних условий, влияющих на достижение эффекта упражнения.
В зависимости от решаемых задач, закономерностей и условий их реализации эти методы используются в различных вариантах.
По направленности действий они разделяются на:
- направленные преимущественно на освоение спортивной техники;
- направление преимущественно на развитие двигательных качеств.
При разучивании новых двигательных действий различают методы расчленено - конструктирующего упражнения или освоения движения по частям с последующим объединением частей в целое и методы объединено - конструктирующего или целостного упражнения (действия или их соединения сразу разучиваются в целостном виде с незначительными упрощениями).
При совершенствовании техники соревновательных действий методы частично моделирующего упражнения (в которых соревновательная деятельность моделируются лишь в элементах, фрагментарно) и методы целостного – приближенного моделирующего упражнения (где соревновательные действия, их комбинация моделируются по возможности в целостном виде).
Игровой метод предусматривает выполнение двигательных действий в условиях игры. Он может быть использован на материале самых разнообразных двигательных действий при условии, что они поддаются «сюжетный» организации.
Соревновательный метод предполагает специально организационную соревновательную деятельность, в которой организуется непосредственное соперничество и сопоставление возможностей участников. В таких условиях, как правило, стимулируется высокий уровень результативности выполняемых упражнений.
3. Тренировочные и соревновательные нагрузки
Динамика адаптивных перестроек функционирования организма спортсмена обусловлена систематическим использованием оптимальной по величине нагрузки. Под нагрузкой обычно понимается повышенная, по сравнению с покоем, величина функциональной активности, вызванная исполнением упражнения (Л.П. Матвеев, 1999). Нагрузка обусловлена именно мышечной работой, присущей тренировочной и соревновательной деятельности, вызывающей увеличение функциональной активности систем организма спортсмена.
В.Н. Платонов считает подразделять нагрузки по следующим классификациям:
– по характеру – на тренировочные и соревновательные, специфические и неспецифические, локальные, частные и глобальные;
– по величине – на малые, средние, значительные (околопредельные), большие (предельные);
– по направленности – развивающие отдельные двигательные способности (скоростные, силовые, координационные, выносливость, гибкость) и их компоненты (алактатные или лактаные анаэробные возможности, аэробные возможности), совершенствующие координационную структуру движений, компоненты психической подготовленности или тактического мастерства и т.п.).
– по координационной сложности – простые и сложные движения, выполняемые в стереотипных или вариативных условиях, связанных со значительной мобилизацией координационных способностей;
– по психической напряженности – предъявляющие различные требования к психическим возможностям спортсменов.
Внешняя сторона нагрузки характеризуется ее внешние выраженными физическими параметрами и в наиболее общем виде может быть представлена суммарным объемом и интенсивностью выполняемых упражнений.
Объем может быть выражен: временем выполнения упражнений, преодоленным расстоянием, количеством повторений, величиной поднимаемых или перемещаемых отягощений, количеством тренировочных занятий или соревновательных стартов.
Интенсивность характеризуется: темпом движений, скоростью их выполнения, временем преодоления отрезков дистанции, величиной отягощений, количеством подходов и серий, моторной и общей плотностью занятий и т.п.
В рамках отдельного занятия между упражнениями используют в основном три варианта отдыха.
Минимакс–интервал (стимуляционный или ближнестимуляционный) – это интервал между рабочими (нагрузочными) фазами процесса упражнений, который может обусловить повышенное проявление оперативной работоспособности в очередной рабочей фазе (эффект врабатывания, ближайшего положительного последствия).
Напряженный интервал (суперкумуляционный) – интервал, продолжительность которого настолько невелика, что очередная рабочая фаза начинается в условиях недовосстановления, в зоне повышенных функциональных сдвигов.
Ординарный интервал (полный) продолжительность которого соразмерна с относительной нормализацией функционального состояния, т.е. восстановление работоспособности до состояния, которое было до выполнения упражнения, что дает возможность повторить работу без дополнительного напряжения функций. Такой режим часто используется при совершенствовании технического мастерства.
Суперкомпенсаторный интервал соразмерен по продолжительности со временем наступления сверхвосстановления после достаточно значительной суммарной нагрузки предшествующею занятия. Это позволяет в очередном занятии выполнить большую нагрузку. Однако такие интервалы достаточно продолжительны. Если нагрузка предыдущего занятия была близка к предельной, то наступление суперкомпенсации может наступить через 36-48 часов. Частое использование таких тренировочных режимов может привести к снижению числа занятий в микроцикле и уменьшению величины общего кумулятивного эффекта.
Жесткий интервал – при таком интервале очередное занятие происходит на фоне недовосстановления определенных параметров функциональных систем организма. Это усугубляет кумуляцию следового эффекта предыдущего занятия с ближайшим эффектом следующего занятия.
При ординарном интервале между занятиями работоспособность спортсменов к началу очередного занятия успевает возвратиться и такому уровню, какой был в начале предыдущего. Такой режим называется поддерживающим.

10 Основные закономерности и технология построения тренировочного процесса по классической модели Матвеева

2. Наиболее принципиальные положения «классической» модели построения тренировочных макроциклов (Л.П.Матвеева)

Можно выделить следующие принципиальные положения, на которых базируется «классическая» модель:
1. Плавное, волнообразное и, как правило, противофазное изме­нение объема и интенсивности основных тренировочных нагрузок.
2. В суммарном объеме использования тренировочных средств доля средств ОФП должна быть значительной в переходном и подготовительном периодах и постепенно снижаться по мере приближения к соревновательному сезону.
3. Умеренное использование средств СФП в переходном и подгото­вительном периодах и постепенное увеличение их доли по мере прибли­жения к соревновательному периоду.
4. В целом относительно равномерное размещение основных трени­ровочных средств физической и технеко-тактической подготовки в годичном цикле и комплексное использование их для параллельного решения задач:
а) повышения моторного потенциала (через ОФП и СФП);
б) совершенствования умения реализовывать этот потенциал (через технико-тактическую подготовку).
5. На заключительном этапе использованием соревновательного упражнения как основного тренировочного средства интегральной подготовки. Результаты, достигнутые по различным направлениям подготовки, объединяются в единое целое, ха­рактеризуемое их слаженностью и эффективностью комплексного проявления.
6. В ходе тренировки необходимо сохранять такое состояние спорт­смена, которое обеспечивает возможность успешного выполнения основ­ного соревновательного упражнения.
7. Повторная тренировочная нагрузка на фоне неполного восстановления организма нежелательна, хотя в отдельных случаях это и допустимо. В ходе тренировки уровень специальной работоспособности должен не­уклонно повышаться, снижение его на отдельных этапах свидетельствует об отклонении от правильной линии в организации тренировки.
8. Участие в соревнованиях возможно и желательно на протяжении всего периода становления спортивной формы.

11 Основные современные концепции системы тренировки высококвалифицированных спортсменов

1. Факторы, которые необходимо учитывать на практике при выборе той или иной модели построения круглогодичной тренировки

Тренировка – важнейшая составная часть под­готовки спортсмена. Согласно общепринятому определению, она представляет собой специализированный управ­ляемый педагогический процесс, основанный на использовании физичес­ких упражнений с целью совершенствования различных сторон подготов­ленности, обеспечивающих достижение наивысших результа­тов в конкретной спортивной дисциплине.
Как отмечает В.Н.Платонов, структура тренировочного процесса может быть охарактеризована:
– порядком взаимосвязи и соотношения различных сторон спор­тивной подготовки (ОФП, СФП, технической, психологической и т.д.);
– соотношением параметров тренировочных и соревновательных нагрузок (объема и интенсивности работы, доли соревновательных на­грузок в суммарном объеме работы и т.д.);
– последовательностью и взаимосвязью различных звеньев (отдельных занятий, микро- и мезоциклов, этапов, периодов и т.д.).
Кроме возраста и квалификации занимающегося, при выборе структуры годичного цикла тренировки необходимо учитывать: специфические особенности вида спорта и закономер­ности становления мастерства в нем, необходимость подготовки к участию в конкретных соревновани­ях с показом определенного результата, индивидуальные адаптационные возможности спортсмена и струк­туру его подготовленности, содержание предшествующей тренировки.
Только с учетом перечисленных факторов можно попытаться подобрать для того или иного спортсмена, той или иной тренировочной группы наиболее адекватную модель годичного тренировочного цикла. Задача эта весьма сложная из-за бесчисленного множества возможных значений и сочетаний в составе, объеме, продолжительности и органи­зации нагрузок различной направлен­ности. Как справедливо отмечает Ю.В.Верхошанский (1985), практически принятие решения в такой ситуации осуществляется путем перебора и оценки многих из приемлемых вариантов построения тренировки. Их тем меньше, чем опытнее тренер, то есть чем больше у него оснований к тому, чтобы сразу отвергнуть одни варианты и задуматься над другими. От себя добавим, что готовых рецептов в этом деле нет и быть не может, даже если кто-то предлагает, казалось бы, безупречную модель. Вспомним, что олимпийскими чемпионами, случалось, становились ученики тренеров, исповедовавших прямо противоположные тренировочные концепции. Вместе с тем, современная теория и спортивная практика накопили столь солидный материал, что было бы ошибкой не попробовать его про­анализировать.

2. Наиболее принципиальные положения «классической» модели построения тренировочных макроциклов (Л.П.Матвеева)

«Классическая» модель построения круглогодичной тренировки в наиболее законченном виде описана Л.П.Матвеевым (1977 - 2000). Задачи и содержание занятий в различных периодах и на разных этапах годичного макроцикла, построенного по традиционным схемам (одно-, двух- и трехпиковой), весьма подробно изложены в литературе, которая широко из­вестна и доступна. Поэтому остановимся на наиболее существенных моментах, взяв в качестве основы для анализа изолированно один тренировочный цикл, состоящий из переходного, подготовительного и соревновательного пе­риодов. Можно выделить следующие принципиальные положения, на которых базируется «классическая» модель:
1. Плавное, волнообразное и, как правило, противофазное изме­нение объема и интенсивности основных тренировочных нагрузок.
2. В суммарном объеме использования тренировочных средств доля средств ОФП должна быть значительной в переходном и подготовительном периодах и постепенно снижаться по мере приближения к соревновательному сезону.
3. Умеренное использование средств СФП в переходном и подгото­вительном периодах и постепенное увеличение их доли по мере прибли­жения к соревновательному периоду.
4. В целом относительно равномерное размещение основных трени­ровочных средств физической и технеко-тактической подготовки в годичном цикле и комплексное использование их для параллельного решения задач:
а) повышения моторного потенциала (через ОФП и СФП);
б) совершенствования умения реализовывать этот потенциал (через технико-тактическую подготовку).
5. На заключительном этапе использованием соревновательного упражнения как основного тренировочного средства интегральной подготовки. Результаты, достигнутые по различным направлениям подготовки, объединяются в единое целое, ха­рактеризуемое их слаженностью и эффективностью комплексного проявления.
6. В ходе тренировки необходимо сохранять такое состояние спорт­смена, которое обеспечивает возможность успешного выполнения основ­ного соревновательного упражнения.
7. Повторная тренировочная нагрузка на фоне неполного восстановления организма нежелательна, хотя в отдельных случаях это и допустимо. В ходе тренировки уровень специальной работоспособности должен не­уклонно повышаться, снижение его на отдельных этапах свидетельствует об отклонении от правильной линии в организации тренировки.
8. Участие в соревнованиях возможно и желательно на протяжении всего периода становления спортивной формы.

В игровых видах спорта эмпирическим путем в последние десятилетия сложилась собственная схема построения круглогодичной тренировки. Если говорить коротко, то ее суть заключается в следующем. Перед началом соревновательного сезона проводится достаточно длительный и весьма напряженный тренировочный сбор по типу подготовительного периода, направленный на создание у занимающихся надежного фундамента высокой общей физической подготовленности и работоспособности. На основе этого фундамента затем на протяжении всего длительного соревновательного периода уже в основном специфическими средствами, максимально приближенными к содержанию соревновательной деятельности, идет развитие и удержание спортивной формы. С завершением соревновательного сезона большинство профессиональных спортсменов-игровиков уходят в отпуск (сроком около месяца), который является для них своего рода переходным периодом с минимальной двигательной активностью.
Категория: Новости | Просмотров: 4275 | Добавил: whaventh | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск

Календарь
«  Апрель 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Архив записей

Друзья сайта
  • Иммунитетом неползающими сложнее сколько.

  • Copyright MyCorp © 2024 Конструктор сайтов - uCoz