Но мы-то знаем, что она просто человек с обостренным чувством справедливости, ранимая, нежная и очень-очень добрая с теми, к кому она относится хорошо.
Она всегда умела удивлять. Своими ролями, в которых она не боится быть неожиданной. Чего стоит ее бабушка Нина Антоновна из последнего нашумевшего фильма «Похороните меня за плинтусом», за которую актриса получила «Нику» и много других российских и зарубежных наград. Своей жизнью. Это про нее Георгий Товстоногов сказал: «Крючкова завела в театре моду рожать» (на второго сына актриса решилась в сорок лет). И своей жизненной позицией. За ее смелые и честные высказывания некоторые считают актрису жесткой. Но мы-то знаем, что она просто человек с обостренным чувством справедливости, ранимая, нежная и очень-очень добрая с теми, к кому она относится хорошо. Об этом и о многом другом мы и поговорили со Светланой Крючковой.
- Светлана Николаевна, наверное, не любите юбилеи?
- Как у каждого юбиляра, у меня сейчас одна мечта - выжить. Пережить эти торжества. Грех жаловаться, но очень много было подготовки. Я смотрю на некоторые юбилеи - это слезы. Видела юбилей Вознесенского. Сидел человек, который был уже ни на что не способен из-за тяжелой болезни. Его поздравляют, причем часть людей - дежурно, не будучи ничем с ним связанным. Поэтому пока я хожу и сама могу работать на сцене, я работаю сама. Это принципиально. Не так, чтобы выходили и меня поздравляли знаменитые люди. Мне предлагали так сделать. Я сказала: «Нет-нет, не надо». Вот когда мне будет тяжело, с удовольствием сяду в кресло - пусть меня поздравляют.
- А еще некоторые звезды целый год отмечают - катаются по стране…
- Не люблю ездить. Я столько объездила за свою жизнь - уже заработала на пенсию стюардессы и на пенсию проводницы.
- Какие подарки любите?
- Не люблю цветов, особенно аллергенных: лилии, сирень, левкои. У меня и ставить-то их некуда. В общем, цветов не дарить, шоколада не дарить, вина не дарить.
- Пятьсот рублей в тысячу завернули - хороший подарок (смеется).
- У вас же день рождения в один день с мужем…
- Совершенно верно.
- Вы его на сцену приглашали?
- Он этого не любит. Естественно, близкие друзья поздравили и его тоже. Но у нас и так целый день был посвящен дню рождения. Поэтому не было никаких банкетов, никаких фуршетов.
- Дома с семьей хоть отметили?
- Мы с девяти утра до двенадцати ночи работали. Вернулись, легли спать, и все. Это у нас нагрузочный день. А еще у меня 23 июня в Музее Ахматовой большая программа. Ко дню рождения Ахматовой. 26-го читаю Ахматову в Комарово, в библиотеке. Поэтому какие тут «за столом посидеть»?! Отмечать надо по-другому. Стихи друг другу читать, смотреть друг другу в глаза. Слушать что-нибудь хорошее. А не сидеть, водку пить за столом и набивать брюхо неведомо чем.
- Конечно, юбилей - это тяжело, - продолжает актриса. - Но главное - люди ждали. А зрителя обманывать нельзя. У каждого из нас к этому возрасту сформировался свой зритель. Вот у меня недавно был вечер в Филармонии - девяносто лет со дня рождения Давида Самойлова. Пришла замечательная публика. Понимание полное. И юмор, и иронию - все чувствовали. Я уж не говорю про более глубокие вещи. Я вскользь сказала, что не смогла достать переписку Самойлова с Чуковской. Через четыре дня мне на проходной театра оставили пакет с двумя сброшюрованными отксерокопированными книжками. Совершенно незнакомая женщина написала, как она меня уважает, извинилась, что это копия. И подпись: «Лара». Вот это настоящая зрительская любовь!
- Всегда мой юбилейный вечер - это отчет зрителям за те пять лет, что мы не виделись. Пела много. Недавно у меня был вечер памяти Окуджавы в Москве, новая программа. Я много пела а капелла. И люди говорили: вы так хорошо поете, почему вы этого не делаете? Сейчас попела побольше. Стихи читала. Для моих зрителей мы сделали большой фотоальбом, 92 страницы, с комментариями, с выдержками из моей книги, которая сейчас пишется. Мы с сыном Митей выпустили диск стихов Анны Ахматовой, часть программы, которую я делала к ее 120-летию. Два таких подарка тем, кому интересно, что я делаю. Со мной работал мой младший сын Алекс. Пять лет назад он еще на сцене не стоял. Более того - даже еще не начал учиться играть на гитаре. Сейчас он уже лауреат всероссийского и международного конкурса. И мы с ним работали во многих залах - и в Большом зале Филармонии, в Кремлевском дворце съездов, в БКЗ «Октябрьский». Звукорежиссером был мой старший сын Митя.
- Митя сейчас в Питере бывает?
- Он живет во Франции, приедет ненадолго.
- Внуков не собирается вам подарить?
- Пока еще нет.
- А вы бы хотели?
- Пока еще не созрела.
- А Александр чем занимается?
- Учится в музыкальном училище имени Мусоргского. 22-го у него должен был быть экзамен по специальности, но мы попросили педагогов перенести его
- Вы не хотели, чтобы сыновья были актерами... А музыкантами не возражали?
- Это другое дело. Про актера кто-то может сказать: он хороший артист, а другой скажет: нет, плохой. А музыкант - это безусловно. Или ты умеешь играть, или не умеешь. На днях в Капелле прошла ассамблея гусельников. А поскольку Саша учится на отделении народных инструментов, по классу классической гитары, девочки-однокурсницы попросили его помочь. Одна играла на гуслях, вторая на баяне, а Саша - на бас-гитаре. Их принимали лучше всех. Так аплодировали, что пришлось вернуться на поклон. Играли просто чудесно. Я была горда.
- Они нашли себя, но они пока не нашли на себя денег! (Смеется.)
Творческому человеку всегда трудно.
- Вы упомянули: «…книга пишется». А сколько пишется?
- Всю жизнь. Меня спрашивают: сколько вы делали программу Ахматовой? Отвечаю: с восемнадцати лет. А книги пишутся всю жизнь.
- А когда закончите?
- Это вопрос из серии «А когда вы умрете?» Я сроков себе не ставлю. Это все суета. Как напишется, так и напишется. Я что, писатель?
- У вас как раз одна из последних ролей - писательницы в фильме по Чехову…
- Там не писательница - графоманка. Это карикатура, не человек. Собирательный карикатурный образ.
- Почему вы на эту карикатуру согласились?
- Ну это же Виталий Вячеславович Мельников! Как же можно не согласиться.
- Ответ исчерпывающий. А как вы вообще выбираете роли?
- Если есть возможность отказаться - семья с голоду не умирает - я отказываюсь. Но если вопрос будет стоять так - зубы на полку или съемки, то соглашаюсь. Это единственное, что я умею.
- Телевидение что-то готовило к вашему юбилею…
- 22 июня по каналу «Культура» показали Ахматовский вечер. Москва в отличие от Питера снимает мои программы. Они понимают, что это уникально. Я же тщательно продумываю программу - не просто выучила стихи и вышла. Но самая главная моя задача - чтобы люди, придя домой, захотели снять с полки книжку, а еще лучше - купить. Наш Самойловский вечер был лучше, чем в Москве. Это я говорю ответственно. Снимал канал «Россия»… и все. Почему Питер не снимает? Вы это напишите. Деньги - вот что у них главное. Они что, думают о городе, о культуре? Академик Пивоваров на канале «Культура» в программе «Академия» сказал: «Что имеет Россия на мировом уровне? Не газ, который кончится рано или поздно. Не нефть, которая тоже кончится. Россия на мировом уровне имеет только язык и культуру». Все. Но мы этого не ценим. И уничтожаем. А я несу просветительскую функцию, смею так сказать. И сохраняю это. Кто-нибудь меня за это поблагодарил? Абсолютно никто. Я это делаю для будущих поколений.
«Желаю тем, кто дает пенсию, самим на нее жить»
- Светлана Николаевна, шестьдесят лет - это не про вас! А вы себя на сколько лет ощущаете?
- По-разному ощущаю. Но я не думаю об этом, во всяком случае.
- Вы уже пять лет как пенсионерка. По-моему, к вам это слово мало имеет отношения!
- Это зависит от внутреннего состояния, от состояния души, от здоровья, от обстоятельств, от работы. Все накладывает отпечаток.
- Что помогает выдержать нагрузки?
- Мои друзья и моя семья. Сыновья. Самое главное, чтобы вокруг были люди, которые тебя любят.
- Ходите ли вы еще в баню?
- Хожу! В баню, в бассейн хожу.
- В одном интервью я прочитала, что вы якобы мало улыбаетесь…
- Я не улыбаюсь тем, кто мне не нравится.
- За вашу тяжелую работу расплачиваетесь здоровьем... Говорят, на съемках «Похороните меня за плинтусом» вам даже «скорую» вызывали…
- Как вы думаете, если будете десять дублей подряд играть смерть, вам вызовут «скорую»?
- Мне раньше вызовут!
- А то объявили на всю страну, что я при смерти. Переиначили мои слова. Когда я получала «Нику», я сказала: «Слухи о моей смерти сильно преувеличены». Почему-то написали, будто я сказала: «Не дождетесь».
- Скажите, а можно ли прожить на пенсию?
- Невозможно. Лекарства стоят дороже. Я желаю тем, кто нам эту пенсию назначил, самим жить на нее. И тем, кто кричит по телевидению, что они нам увеличили пенсию на столько-то процентов… Вы не говорите проценты, вы назовите, сколько это в рублях, а потом громко озвучьте, сколько стоят лекарства, еда. Пусть попробуют. И если они считают, что делают нам хорошо, то они не могут заподозрить, что я им желаю плохого. Вот я и желаю им того же «хорошего», что они делают для нас.
- Вы так играете, как сейчас не многие играют - полностью выкладываясь…
- Потому что сейчас играют «бегом». «Служенье муз не терпит суеты». Или как у Самойлова: «…поскольку счастье ремесла несовместимо с суетою». Не бегите, а то что-нибудь провороните.
Светлана Николаевна Крючкова родилась 22 июня 1950 года в Кишиневе в семье военного. После школы работала оператором вычислительного центра при ЦСУ Молдавской ССР, слесарем-сборщиком на заводе имени Лихачева, старшим препаратором в Кишиневском сельскохозинституте.
Через три года поступила в Школу-студию МХАТ. После окончания в 1973 году была принята в труппу МХАТа. В этом же году дебютировала в картине «Большая перемена».
После съемок «Старшего сына» в 1976 году переехала в Ленинград из-за любви к оператору картины Юрию Векслеру, вышла замуж. С тех пор работает в БДТ имени Товстоногова. Замужем вторым браком. Воспитала двоих сыновей. Народная артистка России (1991).
|